Концепция "Математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению"
Математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению.
Виталий Викторович Каверин
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Оно способствует формированию развитию памяти, речи, воображения, мышления и эмоций. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению и развитию мышления.
Обращаясь к словам великого педагога Василия Александровича Сухомлинского – математика - это умственный труд, и это действительно труд, в котором дети познают радость при самостоятельном преодолении трудностей. Формирование математических представлений является мощным средством для развития мышления дошкольника.
Мышление – это процесс, с помощью которого формируется новое мысленное заключение, это происходит путём преодоления определенных трудностей и познания новой информации, а достигается это всё в сложенном взаимодействии мыслительных процессов.
Анализируя результаты педагогической диагностики по ФЭМП за 2013/2014 учебный год, была составлена диаграмма по разделам:
Соотношение числа и цифры, количество и счёт.
По данной диаграмме видно, что 53% освоили материал, т.е. данные навыки сформированы, остальные 47% либо на стадии формирования или не сформированы.
Соотношение количества предметов с числом
По данной диаграмме видно, что 57% освоили материал, т.е. данные навыки сформированы, остальные либо на стадии формирования или не сформированы.
Таким образом, я пришла к выводу: что неоправданно долго формируется дочисловой период, формирование счетной деятельности, особенно соотношение количества предметов с числом, числа с цифры, образование и состав числа.
Устаревшей системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем. «Раннее увлечение «словесным кодом», «все сидят на стульчиках, за столами» стало настоящей болезнью.
Отчего и вытекает проблема, я должна давать пищу для развития мышления в постоянной активной деятельности, где будут задействованы все мыслительные процессы.
Я поставила перед собой цель: формировать умение соотносить количество предметов с числом, числа с цифрой, развивать навыки счёта в пределах 10, обратный счет, формировать представление о десятке через развитие психических процессов.
Для себя я хотела найти и разработать такую систему для развития ФЭМП, которая включала бы формирование основных мыслительных процессов в едином целом.
В дальнейшем, пересмотрев различные методики, я определила, что технология «Стосчёт» Н.А. Зайцева учитывает психологические особенности детей и подходит для моей группы.
Суть математики технологии состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу и начинают предметно ощущать количество. Все представлено в виде числовой ленты, висящей на стене.
Эффективность методики Н.А. Зайцева «Стосчёт»:
- Обучение ведётся без принуждения;
- Формирует математический стиль мышления, которому характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
- Она экологична, является здоровьесберегающей технологией.
Технология «Стосчет» затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную.
Числовая лента представлена в виде стройной системы, которая демонстрирует число, цифру, состав числа, количество. Весь материал, компактно выраженный, размещается и считывается со стены взглядом. Числовая лента, висящая на стене, делает расположение чисел от маленьких к большим, т. е. закон построения натурального ряда чисел.
Числовые карточки ребёнок сразу видит, цифру его количество, сколько , единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество.
Наибольшая эффективность освоения материала достигается при подаче познавательной информации одновременно на четырёх кодах: словесном, рисуночном, числовом, символическим (графический рисунок – треугольник, кружочки – число, символ - изображение цифры).
«Три» - слышим звуки; видим, сколько предметов представлено (кружочков); как они скомпонованы; как это число выражается цифрами.
Играем или учимся? Конечно же, играем!
Числовые карточки, игрушки, столы, окна, числовая лента и все это в любой образовательной интегрированной деятельности в любой режимный момент, а так же в самостоятельной игре детей.
Мы танцуем и считаем. Дети внимательно смотрят на меня я показываю числовую карточку, задача состоит в том, что детям надо собраться группами в соответствии с карточкой – паровозиком, снежинкой, в кружок.
Числовые карточки – это вагончики. Вагончики прицепим по-порядку, расставляем цифры по порядку над вагончиками. Затем прикрепляют к вагончика соответствующие числовые карточки, в соответствии с цифрой. Если кто-то ошибается, считаем кружочки на карточке и соотносим с цифрой.
А кто же поедет на поезде? Камешки, ракушки, маленькие киндер игрушки. Маленькие игрушки поедут в вагончике №5. Где вагон №5? Посадите в этот вагон соответствующее количество игрушек с цифрой, если затрудняетесь, посчитайте сколько кружочков. А цветные камушки поедут в вагончике № 3.
В результате, ребенок, манипулируя карточками, запоминает числа, цифры, порядок в числовом ряду, и, конечно, весело играет!
Мы играем, двигаемся, используем, все, что нас окружает, строим, дорогу используя кубики, дети выбирают любую карточку с изображением цифры. Строят дорогу из кубиков в соответствии с цифрой, а затем подбирают нужную числовую карточку (чтобы количество кружочков соответствовало на числовой карточке). Затем сравниваем длину дорожек. Если больше то двигаемся вправо, если меньше то влево.
Палочки Кюизенера, «Строим дом», Возьмите (показ числовой карточки) желтых палочек, и сложите так, чтобы у вас получился квадрат. Возьмите (показ числовой карточки), сложите так, чтобы у вас получился треугольник «крыша нашего дома», Так же сравниваем количество углов, сторон с помощью числовой ленты.
Группа детей ведёт беседу: «Я сегодня пришёл в садик, а вчера меня не было!». Я спрошу: «А какой сегодня день недели? А по счёту какой? Покажите на числовой ленте? Назовите соседей справа, какой это по счёту день? – слева».
После сна кто-то из внимательных, замечает, что одна из карточек выпала из числовой ленты и пытается самостоятельно вставить карточку на своё место в числовом ряду. Но оказывается, весь числовой ряд перепутан, вижу, что и другие дети подтягиваются, и все дружно восстанавливают числовой ряд.
Наблюдаю картину: несколько детей самостоятельно играют с числовой лентой, кто-то пытается объяснить своему сверстнику «на своем языке», состав числа, или играют «Покажи мне домик с 3 кружочками, а ты мне покажи домик с 5 кружочками».
Как было сказано ранее, всё представлено в виде стройной системы, которая демонстрирует цифру, состав числа, количество. Ребёнок сразу видит, цифру его количество, сколько десятков, единиц составляет каждое число.
Весь наглядный материал используется не только в образовательной деятельности, но и когда дети играют сами. Они с интересом берут в руки числовые карточки, цифры и с лёгкость манипулируют с данной наглядностью.
Главное – ребенок, играя, весело, без утомительного сидения на стульчиках за столами, научиться считать. Дети перемещаются по группе, меняется вид деятельности от спокойного к подвижному и наоборот. Меняется место деятельности, игровые зоны. Это не позволяет детям утомляться. Эффект обучения сказывается даже при крошечных затратах времени в день.
Подобные игровые упражнения должны быть непродолжительными по времени: 5-7 минут, но 3-4 раза в день, где постепенно увеличивается количество предметов
Используя технологию «Стосчёт» мы не проходим цифру за цифрой, не изучаем состав числа, а моделируем числами, числовыми карточками, выполняем действия с числовой лентой. Все это способствует быстрому и эффективному освоению материала и развитию мышления.
Все действия ребенок выполняет с опорой на наглядность, на непосредственные действия с материалом.
Умелое использование комплекса графических образов (рисунок, символ, число) в качестве целостного задания – за счёт этого увеличивается пропускная способность мозга, ускоряет протекание сложных логических рассуждений. Образовательная деятельность опирается на все формы восприятия: мышление, активная практическая и самостоятельная деятельность, развивается слуховое восприятие и зрительная память.
Работая по данной методике на протяжении полугода – видны результаты.
Дети с лёгкостью освоили числа и цифры в пределах 5, соотносят число и цифру, количество предметов, некоторые перешли к освоению следующего десятка, могут определить состав числа (например- 12).
К концу учебного года, работая в системе, я надеюсь, что дети научатся:
- соотносить количество предметов с цифрой – 95%;
- считать в пределах 10 и обратно – 100%,
- Освоят понятие «десяток» и его состав 90%.
Я пришла к выводу, что данную технологию буду применять в дальнейшей работе, в любой образовательной интегрированной деятельности.